Памяти Игоря Майорова и Александра Исачева



Фото
Александр Исачев
Портрет Г.Михайлова

Фото
Игорь Майоров
Автопортрет

Фото
работа Игоря Майорова

Фото
работа Игоря Майорова

Фото
работа Игоря Майорова

Фото
работа Игоря Майорова

Фото
Александр Исачев
"Благословение"
Мюнхенская часть
коллекции Г.Михайлова

Фото Александр Исачев
"Апостол Петр"
Мюнхенская часть
коллекции Г.Михайлова
Перейти к работам в галерее art.inwin.ru
Сегодня галерея борется с административным произволом.
Решением КУГИ галерее Михайлова предписано освободить помещение под коммерческую недвижимость.
Галерея Михайлова , Санкт-Петербург, Литейный пр., 53
тел. (812) 272-63-66

Из коллекции Георгия Михайлова
Фонд Свободного Русского Современного Искусства

Игорь Майоров

Игорь Майоров (1946-1991) был известен за границей, но не в своей стране. При содействии высоких должностных лиц состоялись первые персональные выставки работ петербургского художника - посмертные. В этом году состоялся вернисаж в Центральном доме художника. Была показана акварель, что существенно сузило наши представления о творчестве И.Майорова прежде всего как о живописце. Этим, вероятно, можно объяснить и неширокий тематический охват его работ. Интересны путевые впечатления - виды различных городов. Красочные, броские, сочные, но порой несколько однообразные по композиции и цветовой гамме.

Большой раздел экспозиции составляли портреты и обнаженная женская натура. Исполненные профессионально, колоритно, они подчас излишне красивы, милы, что придает им некий салонный привкус. Иногда удачно найденные позы, повороты фигуры, силуэты тиражируются. Поэтому создается впечатление стилизации сюжетов, повторения неких известных образцов.

Может быть, это дает повод критикам утверждать, что И.Майоров похож на того или иного художника. Например, на Анатолия Зверева. Сравнения, особенно в искусстве, всегда рискованны. А уж здесь явно преувеличены. Более разных художников, пожалуй, трудно найти.

Творчество Игоря Майорова имеет достаточно поклонников, особенно среди художественной и государственной элиты. Его работы находятся в ряде отечественных и зарубежных коллекций. И это можно понять - люди соскучились по красоте, умиротворению, красочности, и художник вполне отвечает этим вкусам и пожеланиям.

Евгений Васильев

Александр Исачев

ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ

На вечном огне, приехав в Ленинград и оказавшись на Марсовом поле, Саша кипятил воду, чтобы согреться и поесть.

Жест оказался символическим, а зрелище привлекло внимание проходившего мимо Кости Кузьминского, поэта, который потом и свел его с Михайловым.

Это произошло в 1974 году, Саше было 18 лет, и все его художественное образование сводилось к 2 годам школы-интерната с уклоном в изобразительное искусство, в Минске: родители его жили в Речице, недалеко от белорусской столицы, и было решено пристроить Сашу таким образом. Способности он проявил сразу - получил премию на конкурсе детских рисунков в Италии в 1967 году, когда ему было 12 лет.

Однако в интернате он не удержался, что-то происходило, характер ломался, конфликтность в советских школах не любили, и Саша снова оказался в Речице маляром-штукатуром, танцульки по вечерам...

От этой жизни он и уехал пытать счастья в Ленинград, еще не ставший снова Петербургом и, устраиваясь лимитчиком в зеленхоз, нимало не представлял себе, что станет частью необычного культурного пласта этого города, станет художником и отсчет уже начался...

МИХАЙЛОВ

В создавшейся ситуации не попасть к Михайлову Саша не мог, это было фатально - город в то время был пуст и негостеприимен, круг художников очень узок... История Михайлова, его коллекции и квартирных выставок - это еще одна, не до конца оцененная серьезная история того, что происходило в нашем городе, не забытая, но замалчиваемая...

Михайлов дал Саше жилье, возможность выставляться, покупал ему холсты и краски, а потом покупал у него картины и, похоже, спас от наркотиков, железной рукой выставив за дверь, когда это началось. Суровая мера подействовала - в Речице Саша пришел в себя, спасибо и жене Наталье, проявившей твердость и терпение.

Его дружба с Михайловым имела и другие последствия: одна из его картин послужила поводом к созданию Фонда Свободного Русского Современного Искусства. Идея родилась 18 сентября в 1979 году, ее поддержали другие художники, но официальная регистрация была проведена значительно позднее.

MILLENNIUM

Саша был одним из первых тогдашних художников бросившим свою фантазию в глубины истории. Все его образы - оттуда. Смешение религий, одежд, узнаваемых и неузнаваемых персонажей... Мы все это знаем, читали, видели, но нашим сегодняшним днем это не было, это считалось достоянием музеев. Саша утверждал все это на своих картинах как предмет для размышлений, при этом исчезала размытость, свойственная воображению. Он не решил сложных вопросов, он их даже не ставил, многое чрезмерно эклектично и спорно, однако в удушливой атмосфере 70-х годов он выразился как человек свободный, ни у кого не спрашивая, что ему рисовать.

На фоне вялого выставочного соцреализма тех лет его работы на очень многих производили ошеломляющее впечатление. Оппоненты тоже были и остались: академисты считают, что, выбрав академическую манеру, он ею не владел; у живописцев свои претензии; некоторым и религиозность его кажется недостаточно ортодоксальной. Пусть так, но будем благодарны за то, что есть: Саша написал около 500 картин, он был современным молодым человеком, его коснулось много соблазнов, он - художник городской и книжной культуры, которая не всегда праведна. Интуиция художника это улавливает, часто неосознанно... Смысл чего несут разгуливающие по его картинам персонажи? Красота этих странных символических предметов, похожих на цитаты из забытых произведений, ракушек, змей, драгоценностей - это какая красота? Аромат чего-то губительного тревожным фоном присутствует на многих его работах, и чудится опасность, этого не отнять... Но душа его проходила свой путь, Саша расписал несколько церквей (фрески и холсты) в Белоруссии, писал иконы для церкви в Речице, его работы очень нравились о.Алипию из Пскове-Печерского монастыря. "Пророк", "Молитва", "Благословение хлеба и вина"- невозможно усомниться в искренности автора.

Конечно, это темы не подходящие для соцреализма. В официальных выставках ему отказывали и пытались пришить тунеядство, а он работал по 15-18 часов в сутки. Вот уж поистине - "а судьи кто?".

Как личность и как художник он стал частью "второй культуры", разраставшейся рядом с "первой" как трава из-под асфальта, кажущегося очень прочным.

Во время судебного процесса над Михайловым некоторые Сашины работы были украдены, некоторые разрезаны потом, часть приговорена судом к уничтожению, все происходило совсем недавно...

Александр Исачев умер в Речице 5 декабря 1987 года, он недолго жил среди нас, как будто совершил все, что ему было отпущено!

Красивый, как ангел, - так о нем говорили...

Ксения Трулль
Ноябрь 2000 г.

"ПО ДЕЛАМ ИХ УЗНАЕТЕ ИХ..."

Георгий Михайлов известен в России и Европе как коллекционер русского неофициального искусства 70-х - 80-х гг. Физик по образованию- (в 1968 году закончил С.-Петербургский университет), он в 1977 г. был отстранен от преподавательской деятельности по идеологическим причинам.

Интересуясь искусством, в середине 70-х гг. собрал вокруг себя художников, находившихся в оппозиции к соцреализму, устраивал квартирные выставки, через фотографии и слайды распространял сведения о o творчестве этих художников, участвуя таким образом в формировании самого явления андеграунда. За эту деятельность 24 февраля 1979 г. был арестован. осужден и провел 4 года на Колыме, в Сусманском лагере.

363 картины были приговорены к уничтожению. После кассационной жалобы была уничтожена 31 картина и частично архив слайдов- Часть коллекции была разграблена. Этот чудовищный процесс привлек внимание международной общественности, и поэтому, когда в 1985 г. проти" Михайлова было выдвинуто обвинение, снова грозившее заключением, вмешались известные политические деятели. Жискар Д'Эстен и президент Картер посчитали возможным просить за него Брежнева, и, наконец, в 1968 году после разговора Ф. Миттерана с Горбачевым, Михайлов был освобожден, однако, его вынудили уехать на Запад вместе с коллекцией.

С 1987 по 1989 гг. выставки этих картин прошли в Европе и Америке, неизменно вызывая большой зрительский интерес.

В 1989 г. Верховный суд РСФСР полностью реабилитировал Г-Н. Михайлова за отсутсвием состава и события преступления, а в 1992 г. тогдашнее руководство КГБ официально признало, что именно их структуры сфабриковали обвинение.

В результате всего происшедшего был создан Фонд Свободного Современного Искусства и 24 августа 1989 года официально зарегистрирован в С.-Петербурге как благотворительная организация. В помещении фонда на Литейном, 53 систематически проходят выставки петербургских художников.

  • "Благословение трех религий", триптих, 1984-86 гг.
  • "Икона", 1978 г.
  • "Голова Иисуса", 1978 г.
  • "Иштар", из цикла "Времена года", 1983 г.
  • "Молитва", 1976 г.
  • "Цари земли", не реставрируется преднамеренно: изуродована 24 мая 1998 г. "неизвестными" во время ограбления квартиры Г.Н.Михайлова и его ареста
  • "Пророк" (портрет И. Стравинского), 1976 г.
  • Эскизы (2), 1975 г.
  • "Деревья", часть триптиха, 1976 г.
  • "Арлекин", 1973 г.
  • "Пан и Эхо", 1974 г.
  • Портрет Снеговой, 1978 г.
  • "Экклезиаст", 1976 г.
  • "Голова Андрея Первозванного", 1976 г.
  • "Мария Египетская", 1978 г.
  • "Кончина", 1977 г.
  • "Видение",1977 г.
  • "Святой", 1976 г.
  • "Падение Икара", 1978 г.
  • "Мария" ("Ожидание"), 1978 г.
  • "Последняя проповедь Христа", 1977 г.
  • "У забытых алтарей", часть триптиха, 1983 г.
  • "Я и Они" (автопортрет), 1977 г.
  • Автопортрет, 1977 г.
  • Портрет Ингер Симон, 1977 г.
  • "Что есть истина", 1976 г.
  • "Да веселятся небеса", 1976 г.
  • "Христос и грешница", 1977 г.
  • "Апостол Петр", 1977 г.
  • "Апокалипсис", 1977 г.
  • Портрет О.Д., 1976 г.
  • "Ева", из цикла "Времена года", 1983 г.
  • Эскиз "Голова музыканта", 1977 г.